Экспедиция в Каларский район

С 9 по 16 сентября специалистами ГУК «Учебно-методический центр культуры и народного творчества Забайкальского края» Закаблуковской Надеждой Николаевной – ведущим методистом информационно-аналитического отдела, кандидатом исторических наук, Заслуженным работником культуры Читинской области и Авдеевой Аленой Валерьевной – ведущим методистом отдела традиционной культуры, проведена экспедиция в эвенкийскую семейно-родовую общину «Тора» Каларского района Забайкальского края.
В экспедиции также приняли участие специалисты Каларского районного центра туризма Логвиненко Сергей Дмитриевич и Рыжая Наталия Ивановна и методист по фольклору центрального Дома культуры Филиппова Ирина Николаевна.

Рассказывает Авдеева Алена Валерьевна:

 

«Наше незабываемое путешествие началось в 6.00. утра, отправились мы на машине до разъезда Сакукан. Ехали часа полтора. В Сакукане нас встретил Юрий Юрьевич Мальчакитов со своим помощником Антоном. Мать и отец Юрия Юрьевича были чистокровными эвенками. Мать из рода Гаага (лебедь), отец из рода Якоткары (якутята), всю свою жизнь посвятивший оленеводству.
Погрузив нашу поклажу на оленей, мы двинулись в путь, который лежал через болотистую местность. Шли мы чуть больше часа. Выйдя в лес, мы остановились на привал с завтраком. Нас угощали шашлыком по-эвенкийски из оленьего мяса.
Отдохнув немного, мы оправились дальше. Шли лесом, поднимались в горы, места здесь изумительной красоты! По дороге успевали поесть брусники и голубики. Останавливались у шаман-дерева, где нужно было оставить что-то свое (копейку, конфетку, игрушку и т.п.). С этой вещью оставляют частичку своей души, дань уважения.
Дальше нас ждала переправа через горную реку. Переправлялись верхом на оленях. Для нас, людей не подготовленных, такая переправа была очень непростой и оставила незабываемые впечатления.
Перед приближением к стоянке мы прошли обряд очищения. Эвенки развели костер и набросали туда ветки ельника для сильного дыма. Сквозь этот дым мы и проходили, с тем, чтобы изгнать все дурные, черные мысли и прийти с чистой душой.
К вечеру, уставшие, мы прибыли на первую стоянку — зимнюю. После ужина нам удалось побеседовать с Юрием Юрьевичем. Он рассказал нам о своей жизни, о родителях. Его отец работал в оленеводческом стане, а дети жили и учились в интернате. Юрий Юрьевич хорошо знает эвенкийский язык, т.к. в детстве вся семья разговаривала на родном языке. Его брат пошел в первый класс, не зная по-русски ни слова. И сейчас, в кругу семьи Мальчакитовых, разговаривают на эвенкийском. На русском языке говорят только с гостями и туристами.

Утром следующего дня Юрий Юрьевич показал нам все свои приспособления и инструменты для выделки шкур, лыжи покрытые мехом (лыжи очень ценились, их можно было обменять на целого оленя), оленьи упряжки, ошейник с эвенкийским орнаментом. К сожалению, что означает тот или иной узор, уже ушло из памяти, знают только, что орнамент означает принадлежность к роду.
Видели мы и рога изюбря, убитого хозяином, череп медведя. По обычаю, кости убитых животных не рубят и не ломают, нельзя их и разбрасывать. Их складывают для хранения в специальный настил для костей – долькэн.
Записали мы, как исполнялся эвенкийский танец «Осорой» (подобие Ехора). Все вставали в круг, брались за руки и водили хоровод сначала по солнцу, потом против солнца. Пел кто-нибудь один, если он замолкал, то песню подхватывал другой. Отец Ю.Ю. Мальчакитова очень часто пел песни. Смысл песен мог быть самым разным, пели о событиях прошедшего дня, недели.
После обеда мы вышли на другую стоянку – весеенне-осеннюю. Всего стоянок у Юрия Юрьевича три и около двухсот оленей. Еще есть летняя стоянка. Летом поднимаются выше в горы, где больше прохлады.
Снова погрузили все на оленей и тронулись в путь. Шли через тайгу горными тропами, переходили горный ручей «Снежный». Прибыли на стоянку уже к вечеру. Там нас встретили помощники Юрия Юрьевича: Валерий Семенович Таскеров и его супруга Роза Иосифовна Кириллова, с которыми нам тоже удалось побеседовать. Мы узнали, как начинается утро оленевода, как проходит рабочий день.
Утром третьего дня, перед возвращением на первую стоянку, нам показали обряд «добычи первого соболя». Во время проведения обряда обращаются к духам соболей, чтобы те спускались с вершин рек и подходили ближе. А человек потом на них охотился. Шкурку первого соболя оставляют в семье для удачной охоты. На следующий день мы двинулись в обратный путь, погода испортилась, утром шел снег и дул холодный ветер. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, мы были довольны встречей с Ю.Ю. Мальчакитовым и его помощниками, наш поход к оленеводам был успешно завершен».

Вам также понравится...