Соломин Мефодий Викторович
Навстречу юбилею ГУК «УМЦКиНТ»
ГУК «УМЦКиНТ» в лицах
В течении года наша рубрика будет рассказывать о людях, причастных к славной истории нашего учреждения от Читинского Дома народного творчества до Учебно-методического центра культуры и народного творчества Забайкальского края. Мы расскажем о тех, кто стоял у его истоков, о тех, кто своим трудом писал его славную историю, о тех, кто работает здесь сейчас, продолжая и развивая традиции, заложенные предшественниками.
И начнем мы с первого директора.
Соломин Мефодий Викторович (1905-1960) руководил Читинским областным Домом народного творчества с 1940 по 1948 год.
Мефодий Викторович родился в Забайкалье. По воспоминаниям тех, кто его знал, был прекрасным музыкантом, свободно играл на всех струнных инструментах. Семья Соломиных была хорошо известна в городе.
О тех далеких годах, когда Мефодий Викторович был директором ДНТ, почти ничего не сохранилось в наших архивах. Понятно, что по роду своей деятельности он способствовал активному развитию художественной самодеятельности в области. Так уже в 1946 году при ДНТ функционируют хоровой и драматический кружки, работают платные курсы по обучению игре на музыкальных инструментах и народным танцам, ведется издательская работа. В начале 50-х годов вместе с другими известными музыкантами Читы М.Я. Пилявиным и Г.Х. Толкачевым М.В. Соломин стал инициатором музыкальной секции при ДНТ, которая в дальнейшем стала именоваться Секцией композиторов-любителей Забайкалья.
Мефодий Викторович посвятил свою жизнь поиску музыкальных дарований в Чите, Бурятии. Среди народных талантов, честь открытия которых принадлежит ему, превосходный бас Линховоин – исполнитель партии Кончака в опере А. Бородина «Князь Игорь», в будущем – директор оперного театра Бурятии. Еще один его ученик нашел себя как высококлассный профессиональный музыкант – Виктор Кулешов, впоследствии солист Одесского оперного театра, Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, руководитель Казачьего народного хора, заслуженный артист России.
Главным же достоянием семьи Соломиных стали их сыновья, знаменитые российские актеры, народные артисты Юрий и Виталий.
Мы хотим предложить вашему вниманию отрывки из книги Юрия Мефодьевича Соломина «Берег моей жизни», где он описывает свое читинское детство. Надеемся, что это поможет вам лучше понять каким человеком был Мефодий Викторович Соломин, а также окунуться в атмосферу тех лет, когда наш Дом народного творчества только зарождался.
«…Мои родители – Зинаида Ананьевна и Мефодий Викторович – были в Чите людьми уважаемыми. Оба музыканты. Они познакомились благодаря музыке. В круг их друзей входил и Николай Задорнов, и еще многие люди, ставшие потом известными. Родители учились музыке в Чите. Затем поехали в Ленинград. Мать поступала в Консерваторию на вокальное отделение – у нее было очень хорошее меццо-сопрано. Отец – по классу скрипки. Их приняли, по через полгода мать после болезни оглохла на одно ухо и учиться уже не смогла. Вместе с ней вернулся в Читу и отец. Был он хормейстером, играл на скрипке и на всех струнных инструментах — гитаре, балалайке, домре.
Уж и не знаю, как мне удалось отвертеться в детстве от музыкального образования. Теперь-то я об этом, конечно, жалею. Но все же усилия родителей не пропали даром. В театре, кино и на телевидении я мог и петь, и плясать всё, что положено по роли.
Мама слыла человеком мягким. Несмотря на то, что она была дочерью «врага народа», ее не трогали, не пытались, как было принято, на благо Родине приобщить к работам в органах, может быть, из-за того, что она слабо слышала. Она была пианисткой, и всю жизнь проработала с отцом в Доме пионеров…
…Получали они мало, как все деятели культуры, и чтобы содержать семью пытались как-то подработать, но с этим у них что-то плохо получалось. Посадят картошку, а соберут-то всего какой-нибудь мешок. Раз кто-то предложить им продать трофейное кожаное пальто. Мать обрадовалась — за посредничество ей что-то причиталось. Когда же пришел отец, и они стали считать полученные от покупателей деньги, оказалось, что маму обманули – заплатили меньше половины. Родителям пришлось чуть ли не полгода за то злополучное пальто расплачиваться.
Отец руководил Домом народного творчества. Многие его ученики стали заслуженными артистами. В свое время он, например, нашел где-то в бурятских степях Лхасарана Линховоина, ставшего впоследствии известным оперным басом…
…В доме музыка звучала постоянно. Мама всегда тщательно подбирала репертуар. Голос у нее был хороший, но из-за глухоты ей, конечно, было трудно петь. Пел и отец. Его любимая песня – «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат». Ее на моем юбилее исполнил Казацкий ансамбль, которым руководит ученик отца Виктор Кулешов. Эту песню я тоже очень люблю. Когда внучка была маленькая, я, укладывая её спать, пел разные песни. Как-то спел «Соловьев». После этого она просила петь только ее…
…Мефодий Викторович был очень весёлым и широким человеком. Компанейским и гостеприимным. Одним словом, душой общества. Его сестра, тетя Катя, была домохозяйкой, а ее муж, дядя Шура работал на железной дороге. У них имелся свой домик, садик, поэтому чаще всего собирались именно у них. Там отмечали семейные праздники. Дядя Шура играл на домбре. У нас дома было много домр. Я помню, что всегда, когда взрослые собирались и выпивали, и вроде бы наступало время петь «Шумел камыш», они в этом садике всех рассаживали, раздавали инструменты, и устраивали оркестр. Играли даже те, кто играть-то не умели. Я, например, играл на ложках…
…Надо сказать, что отец любил пропустить рюмку, если не сказать больше. Когда я стал уже взрослым, он попытался мне объяснить, с чего это началось. После ареста деда его стали приглашать на беседы в «органы». Он был человеком известным в городе, да к тому ж очень общительным, видимо, поэтому его и хотели привлечь.
Он тяготился этими вызовами ужасно. Как-то поздно вечером после очередной «беседы» он, вышел в коридор покурить. В коридоре в это время находился сосед, работник НКВД. Они разговорились, и отец сказал ему обо всем. А тот ему спокойно сказал: «Я всё это знаю». Отец объяснил ему, что не хочет сотрудничать с «органами», но не знает, как отказаться. Сосед посоветовал ему скомпрометировать себя. И отец себя «скопрометировал» – он запил. Потом уже не мог остановиться. Так вот сложилась его судьба. Он был очень порядочным человеком. Очень хорошо относился к маме. Она же, когда он приходил в подпитии, конечно, сердилась, но к утру отходила. Детей отец обожал. Всегда утром старался сунуть мне в карман рубль. Я не отказывался.
Внешне я больше похож на маму, а Виталий – на отца. Правда, голос, манера говорить и походка у меня отцовские, но характер не в него: я вовсе не такой веселый, компанейский человек, как Мефодий Викторович…
…Наш дом держался на бабушке. Маленькой, худенькой и очень умной. Она ходила в магазины, готовила, следила за порядком. Она всегда записывала на каких-то клочках бумаги, сколько денег осталось. Считала она, в отличие от матери, хорошо. Семья была довольно большая. Кроме меня и брата родители воспитывали еще и девочку – Веру Овчинникову. Мама увидела ее на каком-то смотре художественной самодеятельности. Родителей у девочки не было, и мама привела ее к нам. Она жила у нас, пока не вышла замуж. Как и мы с Виталием, она стала артисткой…
…То, что родители мои были людьми добрыми, стало еще очевиднее с годами. Их нет уже давно. За эти годы, встречаясь с их учениками, людьми, хорошо их знавшими, я понял, что у них почти не было врагов. А главное, оказывается, они делали очень много добра, и память о них живет по сегодняшний день. А мне память – это самое главное, что может оставить о себе человек. Нас с братом они никогда пальцем не тронули. Как они нас воспитывали? Никак. В этом и состояло, наверное, их воспитание…».
Литература:
- Алёшкин А. Самородок земли забайкальской. URL: https://obozrenie-chita.ru/samorodok-zemli-zabaykalskoy/?ysclid=m6g5hyzjv3493243366 (дата обращения: 03.02.2025).
- 65 лет Областному Центру народного творчества и досуга (1935-2000). – Чита, 2001. – 9 с.: фотоил.