История становления КДУ клубного типа Забайкальского края

История становления КДУ клубного типа Забайкальского края

Прообраз клубной культуры возник в Чите во время пребывания в ней декабристов (1827-30 годы.).  Декабристы организовывали просветительские, музыкальные и поэтические вечера с привлечением местного населения. Эта традиция была продолжена декабристом Д. И. Завалишиным после возвращения в Читу из Петровского завода в 1839 г.

В 1920 году Дальневосточная республика (ДВР) в течении двух лет пыталась восстановить культурное хозяйство. Правительство республики поставило задачу сделать просвещение и культуру достоянием всех членов общества и создать единую демократическую и общеобразовательную школу.

В конце 1922 г. в Забайкалье была установлена советская власть, осуществившая перемены в культуре с учетом задач социалистического строительства. Основными идеологическими постулатами стали: партийность, атеизм, классовость. Партийность означала приверженность идеям марксизма-ленинизма, атеизм закрепился в формуле «Религия — опиум для народа», классовость определяла приоритет пролетариата во всех жизненных сферах. Ликвидация безграмотности в рабочей и крестьянской среде, публикация «полезных» и дешевых книг для народа, развитие киноискусства и кинопроката, массовое тиражирование идеологически выдержанных газет – это основные направления культурной политики советской власти в этот период.

В 1937 г. Читинская область стала самостоятельным административно-территориальным субъектом РФ. К этому времени завершился процесс огосударствления всех форм общественной жизни и были созданы предпосылки для формирования жесткой централизованной административной системы управления, в том числе и в культуре. Перед органами управления культурой стояла задача открыть клуб в каждом селе. К концу 1940 г. в области насчитывалось 843 клубных учреждения, из них 784 в сельской местности, 708 массовых библиотек, из них 119 — в городской, 589 — в сельской местности, 4 драматических театра, 2 кукольных, летний цирк, детская музыкальная школа и при ней музыкальная вечерняя школа для взрослых, художественная мастерская, свыше 1000 кружков художественной самодеятельности, объединивших 15 тыс. участников. Для подготовки кадров открывались курсы библиотечных и клубных работников. Формировались коллективы художественной самодеятельности.

Великая Отечественная война подчинила культурную жизнь нуждам фронта. Значительный вклад в победу над врагом внесли работники учреждений культуры, писатели, журналисты, художники, основной задачей которых в военное время являлась мобилизация сил народа на разгром врага. Сокращение материальной базы во многом компенсировалось энтузиазмом, инициативой и находчивостью работников культуры. Писатели и художники стали солдатами фронта и тыла. Обстановка военного времени активизировала театральную жизнь. Прибывали на гастроли многие эвакуированные театры, которые работали в Забайкалье до конца 1944 — начала 1945 г. Содружество театров способствовало развитию и совершенствованию театрального искусства.

В начале 1950-х гг., когда были созданы Министерство культуры СССР и региональные управления культуры, в Читинской области также сформировалась централизованная система управления культурой. В 1953 г. решением Читинского облисполкома на базе объединения областных: Управления кинофикации, отдела по делам искусств, отдела культпросвет-работы, Управления по делам полиграфической промышленности, издательств и книготорговли, Управления трудовых резервов, Комитета радиофикации Читинской области было создано областное Управление культуры Читинского облисполкома, в ведении которого находились:
265 библиотек, 28 районных домов культуры и 303 сельских клуба, 250 изб-читален, 203 киноустановки, 25 красных пала-ток, 3 музея, 1 парк культуры и отдыха.
Высшим представительным органом культуры Читинской области становится Областной съезд работников культуры, который впервые был созван по инициативе Читинского обкома КПСС в 1957 г.
Начиная с 1955 г. широкое распространение получили фестивали и массовые смотры культурно-просветительных учреждений. Расширилась сеть клубов и домов культуры, библиотек, кинотеатров, укрепилась их материальная база, кадры п-полнились квалифицированными специалистами. Активно работали народные университеты культуры. В 1956 г. прошел 1-й городской фестиваль молодежи, и уже со следующего года он приобрел статус областного и стал ежегодным. С этого времени начинают издаваться «Календари знаменательных и памятных дат Читинской области» (1963) и открывается первый в Забайкалье музей В.И. Ленина при Агинском педагогическом училище
1960 год. Массовое распространение получает художественная самодеятельность. Этому способствуют новые формы культур-но-просветительной работы: тематические вечера, встречи с работниками литературы и искусства.

В областном смотре народных талантов, посвященном 50-ле-тию Великого Октября, приняли участие около 24 тыс. человек.

Огромное значение в организации деятельности культурно-досуговых учреждений имеют методические центры — это учреждения, организующие работу по проблемам методического обеспечения деятельности кадров в сфере культуры. Центры существуют в головных учреждениях культуры: Заб. кр. универсальной науч. библиотеке им. А.С. Пушкина, обл. детской библиотеке, ЗККМ и Учебно-методическом центре культуры и нар. творчества Забайкальского края. Первым муниципальным учреждением в Читинской области в 2001 стал методический отдел управления культуры и кинофикации муниципального образования «Читинский район», созданный на базе РДК. Он взял на себя функции районного информационно-методического центра
(РИМЦ, РОМЦ). В 2002-03 такие структуры появились в Красночикойском (Единый информационно-методический центр (ЕИМЦ)), Петровск-Забайкальском (РИМЦ), Балейском (РИМЦ) районах.
В 2004 созданы центры в Каларском и Хилокском районах. В 2005 открыт Александрово-Заводский организационно-методический центр социальных программ и Газимуро-Заводский информационно-методический центр. Методические центры в своей работе по руководству сельскими клубами опираются на методические кабинеты сельских учреждений культуры районов.
Ведущим базовым учреждением РОМЦ является РДК. В круг деятельности районных методических центров входит анализ состояния и процессов развития народного художественного творчества, социально-культурной деятельности в районе; изучение культурных запросов населения района; обобщение, распространение и внедрение передового опыта; разработка методических материалов в помощь учреждениям культуры с учетом специфики района. Они занимаются подбором, подготовкой, воспитанием и повышением квалификации клубных кадров; внедрением научной организации труда в клубную работу.

 

Источники: Энциклопедия Забайкалья:

Чита/гл. редактор К.К. Ильковский, А.Д. Михалев – Новосибирск:

Наука, 2014. – 648 с. (стр. 258)

Малая энциклопедия Забайкалья. Культура:

в 2 ч. Ч. 1 / гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2000. – с. 195

 

 

 

Вам также понравится...